Что делать, если нужен качественный сайт для бизнеса?

"Нам нужен сайт!" К этой мысли рано или поздно приходит практически любой человек, занимающийся коммерцией.

Что делать, если нужен качественный сайт для бизнеса?

Вместе с этой революционной идеей (как правило, запоздалой, если судить по статистике последних лет) приходят ее неизменные спутники -- мысли о том, каким должен быть этот самый сайт, что там должно быть нарисовано, написано, показано, где и как расположено...

Можно довольно долго описывать все то, что приходит в головы желающих приобрести себе сайт в таких случаях. И можно понять, почему так происходит. Люди не просто заинтересованы в результатах своей работы, в тонкостях которой они, кстати, прекрасно разбираются. Сайт как средство реализации, развития (а также -- во многих случаях -- спасения) бизнеса для них становится вопросом жизни и смерти. Но в результате получается, что заказчики сайтов создают их для себя, ориентируясь на свое понимание, свои предпочтения, свои вкусы. В то время как сайты должны создаваться для посетителей. Потому что именно посетителям должно быть удобно и приятно пользоваться сайтами. Иначе они просто уходят. Навсегда. А владелец сайта испытывает неприятные эмоции от мысли о том, что потраченные деньги пропали зря. Очень опасное заблуждение и не менее опасная самодеятельность, одним словом.

Есть в этом деле особенность, которая существенно осложняет ситуацию для будущих владельцев сайтов. Если рассматривать ситуацию в принципе, то все сводится к тому, что технологии интернет основаны на логике, ничего общего не имеющей с традиционным обиходным человеческим мышлением. Для неискушенной в технических тонкостях аудитории возникает необходимость в использовании не очевидных средств для решения очевидных задач. Или требуется серьезно учиться, что в реальных условиях почти всегда невозможно. Именно поэтому и возник рынок профессиональных услуг по разработке сайтов.

Следующая проблема заключается в том, что специалисты по разработке сайтов должны (но не всегда могут) хорошо разбираться в бизнесе конкретного заказчика. Им требуется четкая постановка задачи, причем в терминах, понятных им с точки зрения логики программиста-профессионала. То есть, требуется формализованное техническое задание (ТЗ). А заказчик не в состоянии написать такое ТЗ. Он может только описать свой бизнес, как он его понимает сам. Не всегда его представления складываются в стройную систему. Чаще реальность в значительной степени "приправлена" заблуждениями. И весьма часто заказчик оказывается неспособен достоверно представить себе возможные изменения в своем бизнесе, которые планово произойдут в перспективе и потому должны быть учтены при разработке программной системы сайта. Это реальная проблема, требующая серьезного решения.

Серьезные разработчики сайтов, стремясь защитить денежные вложения заказчика в разработку, берут на себя функции консультантов, подробно разбирают и систематизируют для заказчика его собственный бизнес, оптимизируют его для эффективной работы в Сети, зачастую строят новые бизнес-процессы, предназначенные для реализации с помощью сайта. Нередко подобный аудит "попутно" выявляет у заказчика недочеты в организации бизнеса, препятствующие достижению успеха в традиционных направлениях, не имеющих отношения к Интернет.

В этих условиях ключевое значение приобретает наличие у разработчика практического опыта по созданию сайтов с конкретным набором возможностей для конкретных заказчиков, который в профессиональных кругах принято называть экспертизой. Наличие у потенциального подрядчика подтвержденной экспертизы во много раз повышает вероятность успеха для заказчика. Но не гарантирует. При общении с потенциальным подрядчиком на разработку полезно придерживаться следующего простого правила: чем глубже разработчик пытается вникнуть в особенности Вашего бизнеса, чем больше задает конкретных вопросов, тем выше вероятность качественного результата.

С другой стороны, попытки разработчика, не разбираясь, сразу убедить Вас в том, что Ваш бизнес является типичным, что Вам достаточно некоего "типового" решения, должны Вас насторожить. Такой вариант возможен, но для того, чтобы убедиться в его обоснованности в Вашем конкретном случае, серьезному разработчику потребуется приложить едва ли меньше усилий, чем при анализе во всех отношениях уникального бизнеса.

Не менее пагубно сказываются на результате попытки разработчиков доказывать заказчикам свою профессиональную состоятельность, обрушивая на них потоки непонятных технических терминов и профессионального жаргона. Заказчик в результате убеждается в том, что он вообще ничего не понимает. У него неизбежно возникает дискомфорт от общения. И подобное ни в коем случае не способствует возникновению осознанных доверительных отношений между заказчиком и разработчиком.

Причина подобного некорректного поведения некоторых разработчиков вполне банальна. Предварительное взаимодействие с клиентом на этапе выяснения его потребностей и подбора приемлемого решения требует значительных трудовых и прочих затрат, которые в любом случае полностью ложатся на плечи разработчика. А если контракт в итоге не состоится, эти затраты пойдут разработчику в убыток. Именно поэтому такие разработчики пытаются экономить на этой важнейшей работе, облекая свои попытки в самые разнообразные формы. Как их распознать? Очень просто. Чем меньше заказчик понимает, о чем говорит ему разработчик, а также чем больше рисков разработчик пытается переложить на плечи заказчика, тем очевиднее стремление сэкономить на подготовке проекта.

Вывод очевиден. Заказывать разработку сайта надо у тех, кто обладает необходимым опытом и не пожалеет усилий, чтобы вместе с Вами разобраться в реальных целях Вашего бизнеса и обеспечить их безусловное достижение.



Возврат к списку