Статья о том, какие особенности поминального стола существовали на Руси и сохранились до наших дней.

Поминание усопших, которое сопровождается трапезой, известно со времен Ветхого Завета. Обусловлено это тем, что согласно учениям Христианской церкви человеческая душа не умирает вместе с телом. Она продолжает жить в душах других людей в словах, поступках, воспоминаниях. Поминальная трапеза является символическим отражением того, как за столом собирались ученики Христа, радовавшиеся его воскрешению и ожидавшие того, что он может их посетить. Первоначально трапезы были общим делом общины, позднее они стали заботой только родственников умершего человека. Продукты для трапезы по традиции приносили накануне вечером в церковь для освящения.
Поминальные трапезы проводятся на третий девятый, сороковой день и в годовщину смерти. Помимо этого существуют единые для всех дни, в которые принято вспоминать усопших, у которых не осталось близких и родных. Такие дни именуются родительскими и чаще всего они выпадают на субботу, поскольку согласно Ветхому Завету суббота является днем покоя и именно в этот день лучше всего молиться о вечном покое для умерших людей.
Одной из родительских суббот является мясопустная суббота, свое название она получила потому, что в этот день можно есть мясо. На следующий день в воскресенье принято вспоминать и читать в Евангелии о втором пришествии Христа на землю, а также о страшном суде, поэтому в мясопустную неделю принято молится об усопших. Мясопустная суббота выпадает на субботу за неделю до начала Великого поста.
Во время поминальных трапез и в родительские дни подаются специальные поминальные блюда, раньше они по традиции всегда заранее освящались в церкви. Одним из таких блюд является мед. Также к поминальным кушаньям относится кутья, также называемая коливо – она состоит из разваренных зерен пшеницы, ячменя, риса или ржи с изюмом и медом. Зерна, из которых готовится кутья, служат символом воскресения, так же как и входящий в состав кутьи изюм.
В поминальной трапезе обязательным является и компот из различных фруктов и меда, раньше он назывался взвар.
Традиционным поминальным хлебом был пшеничный каравай. На хлеб на время панихиды ставили свечи, а после обеда каравай раздавали присутствующим.
Блины и кисель также всегда являлись неотъемлемой частью поминальной трапезы.
Поминки аналог милостыни, поэтому всех гостей принято угощать сытно, но при этом избегать изысканных угощений, исключением являлось только блюдо, которое при жизни любил покойный. Строгость в блюдах объяснялась строгостью момента, поскольку поминальная трапеза устраивалась не для насыщения.
В том случае если поминки выпадали на постный день, блюда также были постными.
Традиционно во время поминок не приветствуется употребление алкоголя, считается, что он предназначен для веселья и с поминками никак не сочетается. Также как и алкоголь не приветствуются и закуски.
Поминальная трапеза начиналась с меда или кутьи, далее подавались каша, щи, компот, кисель и блины. Если семья была зажиточной, на столе можно было увидеть лапшу, горох, рыбу и фрукты.
Поминки традиционно начинались и заканчивались молитвами, зажигались свечи и лампады. Смех, громкие разговоры и песни были совершенно неуместны за столом. Близкие люди были сосредоточены на воспоминаниях об усопшем, во время трапезы наступало сплочение родных и близких. Обед становился не просто поглощением еды, а превращался в трапезу, во время которой происходило незримое общение с умершим человеком.